al_lobanov (al_lobanov) wrote,
al_lobanov
al_lobanov

Ассирийские сапожники.

Старая Москва.

Ассирийская империя рассыпалась под ударами соседей более двадцати шести веков назад. Но нация осталась. Сегодня не очень многочисленная ассирийская диаспора живёт в Иране, Турции, России… По вероисповедованию они придерживаются древней восточной формы христианства. А богослужения у них ведутся на одном из диалектов арамейского языка. Что это за язык? А это тот самый, на котором говорил Христос.

В 1914 году разразилась Первая мировая война. Оттоманская Турция, выступив на стороне Германии и Австро-Венгрии, объявила войну русскому царю. Начались бои в Закавказье. К этому времени территория Армении уже много лет была поделена между Оттоманской империей и Россией. Заподозрив своих армян в симпатиях к русским, турки начали их вырезать. Было убито минимум полтора миллиона человек. Но, если о геноциде армян знают почти все читающие люди, о точно таком же уничтожении христиан-ассирийцев на территории Оттоманской империи мало кто слышал. Чтобы спастись от уничтожения, многие армяне и ассирийцы старались перебраться через линию фронта к русским. Некоторым это удавалось. Так ассирийцы появились в России. Видимо, выделка кож и пошив обуви были и в Турции для ассирийцев традиционным занятием, но, в любом случае, в России они массово стали заниматься ремонтом обуви.

  



Во всех крупных российских городах появились в оживлённых местах обувные палатки. Размером – как две телефонные будки. Внутри всё было завешено стельками и шнурками. Ремонтировали обувь обычно в присутствии клиента. Мол, погуляй полчаса – будет готово. Зимой в этих аквариумах весь день работала электроплитка – другого отопления не было. Сидели в них смуглые мужчины и женщины – из-за этого в детстве я считал их цыганами. Но потом мне рассказали, что есть, оказывается, такая нация – ассирийцы. В школе у меня даже был одноклассник-ассириец. Отец его, правда, обувью не занимался – был цирковым жонглёром. 

Ассирийские обувные палатки пережили и Великую Отечественную, и Перестройку – стоят кое-где до сих пор. И работает в них уже энное поколение потомственных мастеров, перенявших профессию от отцов, дедов, прадедов и даже прапрадедов. Сто лет такого постоянства – разве не повод для удивления и восхищения? Один такой мастер работает на Спартаковской улице, неподалёку от Елоховской церкви. Именно с его фотографии я начал этот материал.

А ещё в Москве есть ассирийская церковь. Её я тоже как-то фотографировал. Но не помню уже, в каком году это было. Поэтому не стал тратить время, рыться в своём архиве. В блоге Алексея Борисова этой церкви посвящён отдельный пост. Вот ссылочка http://alborisov.livejournal.com/32543.html#cutid1
Оригинал взят у avderin в Ассирийские сапожники.

Оригинал взят у avderin в Ассирийские сапожники.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments