al_lobanov (al_lobanov) wrote,
al_lobanov
al_lobanov

К интронизации Папы Римского Франциска.

Изобразительное искусство и архитектура всегда было выразителем сущностей, значительно более важных, чем те сущности, которые познает и описывает наука, и литература. Несколько особым образом стоят музыка и поэзия, но их сходство с изобразительными искусствами мне представляется очевидным хотя бы в силу характерной для них для всех холистичности и обращению к символическому мышлению человека как образу и подобию Божия. Но обоснование этой точки зрения я отложу до лучших времен, а пока хочу только отметить, что сама сущность Западно-Евпропейской Империи Католицизма - а Ватикан это не только Церковь, но и государство, - выражена, архитектурой Собора Святого Петра, архитектором которого на заключительном этапе был гениальный скульптор Микеланджело Буанароти. И весьма символичным является то, что сущность Католицизма как духовной общности была выражена тоже Микеланджело Буанаротти, но в качестве художника и поэта, когда он расписал Сикстинскую капеллы, где недавно заседал конклав, выбиравший Папу.


К сожалению этих фресок Микеланджело сейчас уже не существует, так как в 1984-1994 годах в Сикстинской капелле состоялась реставрация, которая их просто уничтожила как произведения искусства - сейчас они напоминают Диснеевские мультфильмы.
Не многие из людей, который видели эти фрески, когда реставрация потолка была закончена на 99%, а реставрация фресок Страшного Суда еще не начиналась. Пускали их тогда туда, чуть ли не по личному распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Это чтобы вы поняли, что не многие  имели возможность сравнить фрески до реставрации и после, когда они были рядом, и воспоминание об этом 1% не отреставрированных фресок потолка, окруженных буйством красок отреставрированных, наверное одно из самых значительных впечатлений моей жизни. Некогда люди приходили в Сикстинскую Капеллу и ложились на специальные скамьи, так как иначе невозможно было воспринимать эти фрески, который Микеланджело писал лежа. После чего уходили потрясенные на всю жизнь. Сейчас можете не ложиться - к чему эти глупости, все можно и стоя рассмотреть.
К сожалению этих фресок Микеланджело сейчас уже не существует, так как в 1984-1994 годах в Сикстинской капелле состоялась реставрация, которая их просто уничтожила как произведения искусства - сейчас они напоминают Диснеевские мультфильмы.
Говорят, что Страшный Суд реставрировали значительно грамотнее, но  не верится - смыта суть Католической Церкви вполне сознательно, а Страшный Суд он, может быть, в этом смысле был и поважнее Генезиса потолка.
Так что это уже совсем другая Католическая Церковь и совсем не случайно ее возглавит иезуит из Латинской Америки. А объединенная Европа не захотела в своей конституции даже упомянуть о совершенно очевидных христианских корнях Европейской культуры. Надо сказать, что этот процесс "иезуитизации" начался еще на Втором Ватиканском Соборе, на котором обсуждались вопросы выживания Католической Церкви в Pax Americana, а орден иезуитов, обогащенный своим парагвайским опытом, первым сформулировал необходимость переформатирования Католической Церкви в Бравом Новом Мире, где глазик в треугольнике перестает ассоциироваться со Святым Духом.
Именно иезуиты первыми показали пример превращения из ордена военного в орден образовательный. Можно предположить, что два Православных Первоиерарха - Патриарх Константинопольский Вафоломей и глава Американской Православной Церкви митрополит Тихон, будучи в курсе, приехали на интронизацию для того, чтобы быть свидетелями Рождения Новой Католической Церкви, а не для того, чтобы сговариваться против Патриарха Московского, который на интронизацию Папы Франциска вполне традиционно не приехал.

В свете вышеизложенного сегодня полезно посмотреть не только на корни ордена Иезуитов в искусстве, но и на корни в искусстве ордена Францисканцев, так как новый Папа избрал себе интронизационное имя Франциск, а не Игнатий. Тем более, что на этой интронизации впервые за Великий Индиктион присутствует Патриарх Варфоломей, которого до сих пор принято считать Экуменическим (Вселенским) Патриархом Константинопольским, даром что Константинополь называется Стамбулом, а сам Патриарх по закону является чиновником Исламистского правительства Эрдогана. Кстати об этом много говорил Первоиерарх Американской Церкви Иона, недавно смещенный в ходе телеконференции, оказавшейся Собором АПЦ.

Корни Иезуитов и Францисканцев в искусстве более древние, чем работы Микельанджело, и ведут в средневековье. А Сикстинская Капелла выразила и породила Новую Историю и соответственно модернизм (modern world - современный мир), в то время как "Ниппоновская реставрация" работ Микельанджело по заказу последнего Католического Папы старого образца это просто апофеоз постмодернизма.

Действительно орден иезуитов хоть и образовался довольно поздно в 1522 году, но его художественным выражением несомненно является "Черная Дева Монсератская", стоя перед которой Игнатий Лойола испытал одно из тех мистических озарений, которые в корне меняют человека и именно оно собственно и породило орден иезуитов. (Нечто подобное произошло и с Франциском Ассизским и этот опыт является наиболее интересной для меня темой в искусстве.) Эта статуя "Черной Девы Монсератской", или если хотите скульптурная икона была обретена как раз тогда, когда Католичество еще и не думало о превращении в государство и в Империю, а только начинало формироваться как некое духовное сообщество, еще не вступая в открытый конфликт с Православием, но уже вполне отчетливо дистанцируясь от него. А художественным выражением орден Францисканцев несомненно является Церковь Сан-Франческо в Ассизи и фрески великого художника Джотто, с которого началось отделение католического религиозного искусства от Православной Иконописи. Правда нельзя исключать, что сущность ордена Францисканцев более адекватно выражается его учителем Чимабуэ, который символизиреут скорее высшую точку в Западной Иконописи.Взято у abrod





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments