al_lobanov (al_lobanov) wrote,
al_lobanov
al_lobanov

Category:

Ашкеназы и сефарды: кто есть кто?

Ашкеназы и сефарды: кто есть кто?

4638534_RMxi7399882 (250x250, 17Kb)У ИСТОКОВ

ГЕФИЛТЕ  ФИШ

(Откуда взялись ашкеназские евреи)

Среди большинства евреев распространено мнение о том, что те, кто получили в наследство идиш, гефилте фиш, дальних или не очень предков с длинными пейсами, это ашкеназы, а остальной еврейский мир это сефарды. На самом деле все несколько сложнее и интереснее.

Начнем с того что сами слова сефарды и ашкеназы происходят от названий стран Сфарад и Ашкеназ: Испания и Германия. Хотя, если быть точным, название Ашкеназ относилось к территории, находящейся на месте сегодняшней Германии и части северной Франции. А именно - на берегах реки Рейн.

Первые следы еврейского пребывания на территории современной Германии датируются IV веком нашей эры. В 1930 г. в Кельне было обнаружено еврейское кладбище той эпохи. В то время Римская империя все еще была доминирующй силой в Европе. А уже в больших количествах евреи появились в этих местах в IX веке во времена правления Карла Великого, короля франков, объединившего Западную Империю, в которую вошли современные Франция, Германия и северная Италия. В большинстве своем миграция проходила из южной части Европы на берега Рейна. Есть мнение, что Карл Великий пригласил рабби Калонимуса из Южной Италии в Майнц. Потомки рабби Калонимуса на протяжении четырех столетий становились лидерами многих общин Ашкеназ. Они открыли несколько йешив, и это споосбствовало тому, что уже к 960 г. ашкеназийские общины глубоко укоренились по берегам Рейна.

К сожалению позже начались крестовые походы и многичсленные изгнания евреев из западноевреопейских стран. На этом фоне благожелательность польских королей сыграла большую роль в масссовой миграции еврейского населения с запада на восток, а именно в Польшу и Богемию (современную Чехию). В 1264 г. польский король Болеслав подписал закон, защищающий права евреев, а дальнейшие привилегии были раширены и закреплены Казимиром III. Начался золотой век Польского еврейства. Численность евреев в польском королевстве настолько выросла, что к XVI веку составляла 80% всех ашкеназских евреев.

В Российской империи, где им до сих пор запрещалось жить, евреи оказались в 1791 г. после Второго раздела Королевства Польского, когда его восточные территории вместе с местным населением отошли под управление Екатерины II. На их месте образовалась так называемая черта оседлости. В нее вошли местечки или штетлах- специально оговоренные поселения полугородского типа - значительной части Королевства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии и Украины. В деревнях евреям жить не дозволялось.

Таким вот образом германские ашкеназы оказались далекими предками многочсленных польских, венгерских, русских, литовских, все тех же немецких - одним словом, современных европейских евреев.

4638534_pobY7410082 (250x350, 15Kb)ИСПАНСКАЯ БАЛЛАДА

(Кто же такие сефарды

на самом деле)

Сефарды - это вовсе не те, кто просто не ашкеназы. Правильне всего так называть лишь потомков тех, кто бежал из Испании (Сфарад на ивр.) и Португалии в конце XV века. Исторически называться сефардами эта группа стала после изгнания из Испании в 1492 г. и после исхода с Пиренейского полустрова в 15-16 столетиях.

Евреи жили на территории современных Испании и Португалии в течение 8 веков, начиная с 711 года. Они пришли туда из Северной Африки, вслед за маврами-мусульманами, которые захватили полуостров. Начался золотой век испанского еврейства. В этот период испанские евреи дали миру большое количество мудрецов, философов, поэтов, а также государственных деятелей. Среди них Иегуда Галеви, Моше бен Нахман, Маймонид (Рамбам), Шломо ибн Габироль, Моше ибн Эзра, Авраам ибн Эзра, Шмуэль Ганагид. Золотой век длился до середины XII-го столетия. Потом фанатично-религиозная исламская секта альмоха́дов захватила южную часть полуострова и положила конец мирной политике мавров. Перед евреями встал выбор: принять ислам или умереть. Некоторым удалось бежать до вторжения захватчиков. Среди этих беженцев была и семья Рамбама.

Надо заметить, что в течение всего этого долгого времени, испанцы-христиане, оттесненные далеко на север, в горную часть полуострова, не оставляли попыток отвоевать назад свои земли. Эти войны вошли в историю под общим названием Реконкиста. К слову сказать, знаменитая "Испанская баллада" Фейхтвангера рассказывает как раз о временах Реконкисты, когда на юге полуострова правили фанатичные альмохады.

Официально Реконкиста завершилась в 1492 г., после того, как королевская чета, Фердинанд и Изабелла изгнали последнего мусульманского правителя с полуострова и объединили всю Испанию.

В том же году Фердинанд и Изабелла инициировали еще два события международного маштаба: по их распоряжению Христофор Колумб отправился в плавание, чтобы найти другой, более легкий путь в Индию, и между делом открыл для цивилизованного мира Америку, а евреи были отправлены в изгнание. В еврейской истории, к сожалению, было много изгнаний, но испанское является одним из самых известных. В течение 8 веков евреи называли Испанию своим домом, многочисленные поколения их жили на этой земле, и несмотря на то, что последнее время перед самым исходом далеко уже не было золотым веком, евреям было очень трудно отроваться от родных мест. Только вдуматься: восемь столетий!

Поэтому появилась достаточно многочисленная группа евреев, которые не захотели покинуть Испанию и предпочли внешне принять христианство, но продолжать соблюдать иудаизм в тайне. Они вошли в историю под названием марраны. Маррано на испанском означает "свинья". Так христиане называли крестившихся евреев, потому что не доверяли им. Среди евреев они были известны как анусим, что означает "насильно принужденные". Часть марранов была поймана инквизицией и публично сожжена, часть сумела бежать из страны (среди них известная семья дона Наси и донны Грасии), а часть в конце концов ассимилировалась.

Из Испании евреи, в основном, бежали в Оттоманскую империю (современные Турция и Греция), в Голландию, а позднее и в Америку, а также в Марокко, Алжир и южную часть Франции. Интересно, что основой традиционного марокканско-еврейского женского костюма стала испанская одежда конца XV столетия. Потомки этих евреев и являются настоящими сефардами.

Еврейский мир включает гораздо больше исторически-культурных групп, чем эти две: ашкеназы и сефарды. Какие же еще группы существуют в еврейской общине? Об этом вы узнаете в следующей части.

Йехудис Ханин

источник у bolivar_s


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments