al_lobanov (al_lobanov) wrote,
al_lobanov
al_lobanov

Тактика кризисной экономики

При управлении техобслуживанием и ремонтом оборудования

надо учитывать специфику рынка XXI века.

Это позволит избежать проблем,

в том числе дефицита запчастей


ТОиР: как перейти от планового мышления к рыночному?

В 2002 году многих удивила статья в New York Times о том, как сотрудники NASA искали на eBay процессоры 8086 для ремонта оборудования стартовых комплексов шаттлов. Не закупив заранее запас этих процессоров, выпускавшихся с 1978 по 1990 год, космическое агентство оказалось в трудной ситуации.

К счастью, нужное количество 8086 удалось найти в партии старых медицинских приборов. Подобными способами достали и другие необходимые детали, снятые с производства. Иначе пришлось бы заново разрабатывать все оборудование на другой элементной базе, потратив на это $20 млн и рискуя нарушить график полетов.

Почему же отдел логистики мощной организации не заметил вовремя отсутствия многих необходимых запчастей?

Грустная правда заключается в том, что этот пример типичен — даже в самых развитых отраслях. Многие авиакомпании, эксплуатирующие Boeing 757 (1982 – 2005) и Airbus A300 (1972 – 2007), недавно столкнулись с дефицитом деталей для их технического обслуживания и ремонта. Непросто достать все необходимое даже для Boeing 767, который еще выпускается. Сервисные организации, конкурируя за ограниченные ресурсы, стремятся создать запасы комплектующих, которых хватит до конца планового срока эксплуатации этих самолетов.

В более приземленных отраслях промышленности проблема неверного планирования ресурсов для технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР, ТОРО) возникает еще чаще. Основная причина этого — устаревшие системы автоматизации, внутренние регламенты и служебные инструкции, по сути мало изменившиеся с середины XX века.

Модель изменения стоимости во времени
Сравните три графика. На них показаны базовые, то есть очищенные от случайных помех, зависимости стоимости товара от времени покупки:

Базовая зависимость стоимости товара от времени покупки,

характерная для разных типов производства





1) доиндустриальный; 2) индустриальный; 3) постиндустриальный

В первом случае стоимость практически не меняется в масштабе человеческой жизни. Во втором случае она снижается в первое время после появления товара на рынке, а затем долго остается постоянной. Начальный спад происходит в результате насыщения рынка при серийном производстве, отработки технологий и их копирования конкурентами. Третий случай самый интересный: стоимость сначала снижается, а затем, после недолгой фиксации, стремительно возрастает.

Финальный рост стоимости объясняется прекращением выпуска товара, который в результате становится редким. Производитель сложной высокотехнологичной продукции, как правило, не способен выпускать ее неограниченно долго. Для успешной конкуренции и максимизации прибыли он периодически заменяет одни модели другими. Новые модели разрабатываются заранее, и в подходящий момент на них переключаются и производственные мощности, и логистические каналы. Освобождение от изготовления и дистрибуции предыдущих линий продукции обеспечивает рентабельность последующих.

Изменить такое положение вещей невозможно. Почти любая высокотехнологичная продукция защищена патентами, а ее создание возможно только при условии массового производства. Если производитель считает нужным прекратить ее выпуск, то запчастями будут надежно обеспечены только заранее оформленные контракты. Никто другой выпускать такие же запчасти не сможет.

В реальных условиях на стоимость дополнительно влияют случайные помехи: стихийные бедствия, войны, действия регуляторов и т.д. Например, в 2011 году многие автомобильные запчасти резко подорожали из-за цунами в Японии, где расположены выпускающие их заводы. Современное производство концентрируется в определенных регионах, и изменение ситуации в любом из них немедленно оказывает влияние на весь мировой рынок.

Если наложить одну и ту же функцию помех на базовые зависимости, они будут выглядеть так:

Зависимость стоимости товара от времени покупки в условиях помех,

характерная для разных типов производства





1) доиндустриальный; 2) индустриальный; 3) постиндустриальный
--------------------------------

Складское хранение и дисконтирование

Чем дольше хранится товар до начала эксплуатации, тем дороже он становится: к цене покупки прибавляются расходы на склад. Они сильно различаются в зависимости от требований к условиям хранения, габаритов и веса товара. Например, для 10-летнего хранения комплекта запасных электронных компонентов самолета может потребоваться менее 1% от стоимости 10-летнего хранения его запасных двигателей.

Расходы на складское хранение нелинейно зависят от стоимости недвижимости и капстроительства. Превышение определенного объема товара требует дополнительных складов (часто в другом районе), что вызывает резкий рост расходов. Если, например, запчастями полностью заполнен единственный склад компании площадью 1000 кв. м, то увеличение объема запчастей на 20% может увеличить общую стоимость их хранения на 200%.

Базовая зависимость стоимости товара от времени покупки

до начала эксплуатации в части затрат на складское хранение




1) большие габариты и вес, сложные требования к условиям хранения;

2) малые габариты и вес, простые требования к условиям хранения

Еще один важный фактор — дисконтирование стоимости со временем. В условиях стабильной экономики и развитой банковской системы выгодна как можно более поздняя покупка товара, который не нужен немедленно. Если запасная деталь понадобится только через несколько лет, то ее немедленная покупка «заморозит» соответствующую сумму, которая иначе могла бы «работать» все эти годы. Например, при годовой ставке 12% сегодняшний рубль (доллар, евро и т.п.) за 6 лет вырастет до двух, а за 10 лет — до трех.

Считается, что деньги «сейчас» ценнее денег «потом». Поэтому финансовые отделы многих компаний безжалостно урезают бюджеты на ТОиР, стремясь перенести расходы в будущее — даже при полупустом складе. Это не всегда правильно.

В реальных условиях дисконтная ставка нелинейно зависит от суммы. Например, покупая запас запчастей на сумму $1 млн, предприятие может исходить в расчетах из годовой ставки 5% (покупка этого товара, который будет нужен через несколько лет, ежегодно будет отнимать дополнительные $50 тыс. в виде упущенных возможностей). Такая ставка означает, что руководство предприятия высоко оценивает свои шансы «выращивать» этот миллион ровно на 5% в год при его альтернативном использовании. Но для покупки запчастей на сумму $10 млн предприятию пришлось бы взять кредит и делать расчет для годовой ставки 15% (эта сделка ежегодно будет отнимать $1,5 млн в виде упущенных возможностей и платежей по кредиту).

Слабость экономики, действия регуляторов и другие факторы могут создавать и обратную зависимость. У предприятия может не оказаться надежных возможностей «выращивать» свой рубль (доллар, евро и т.п.) быстрее инфляции. Отложив покупку запчасти ценой 1 рубль на 6 лет, предприятие может пустить эту сумму в оборот и выручить 2 рубля (12% годового роста считается неплохим показателем), но запчасть к тому времени будет стоить 5 рублей. Речь идет об изменении цены, вызванном не политикой производителя, а снижением покупательной способности денег.

Базовая зависимость стоимости товара от времени покупки

до начала эксплуатации в части дисконтирования




1) стабильная экономика, низкая инфляция;

2) нестабильная экономика, сильные ограничения со стороны регуляторов, высокая инфляция

Современный подход к планированию материальных ресурсов ТОиР

Снижение расходов на ТОиР, как правило, не является целью предприятия. В качестве стратегических целей ТОиР следует рассматривать максимизацию прибыли и минимизацию рисков (техногенных аварий, гибели людей, травм; судебных и репутационных издержек и т.п.). Тактической целью можно считать снижение среднегодового ТСО оборудования (совокупной стоимости владения) при заданном уровне надежности.

Часто для минимизации ТСО необходимо увеличение расходов на ТОиР. Проще говоря, из-за недостаточного, неправильно рассчитанного бюджета на ТОиР срок службы основных средств предприятия неоправданно уменьшается и приходится часто покупать новые. Суммарные расходы в единицу времени значительно увеличиваются.

Почему авиакомпании до сих пор используют Boeing 757 и Airbus A300 вместо того, чтобы купить что-то более современное? Потому что при правильном планировании ТОиР это рентабельно, а самолеты надежны. Вычисления с учетом тех факторов, о которых говорилось выше, позволяют найти оптимальный (с точки зрения прибыли) срок их эксплуатации. То же самое относится и к любому другому оборудованию — от промышленных станков до офисных компьютеров.

Из-за огромного количества переменных, которые надо учитывать при организации закупок запчастей и работ по ТОиР, эта работа должна проводиться только в современной компьютерной системе класса EAM (Enterprise Asset Management). Выполнение аналогичных расчетов вручную или в неспециализированной компьютерной программе (Excel и т.п.) стоит чрезмерно дорого из-за оплаты массы рабочего времени, но не имеет большого смысла, так как ситуация на предприятии и на рынке запчастей меняется быстрее, чем ее удается отслеживать.

На многих российских предприятиях до сих пор приняты архаичные модели формирования бюджета на ТОиР. Бывает, что его определяют наугад, как заданную долю от общего бюджета. Иногда за основу берут прошлогодний бюджет: «если техника пока работает, значит этого хватает». На больших предприятиях обычно составляются пятилетние и годовые планы ремонтов (графики ППР с опциональной коррекцией по состоянию), а бюджет на каждый год формируется по сумме материалов и трудозатрат на все ремонты этого года.

Эти и подобные модели в современной экономике малоэффективны. Закупка запчастей, особенно высокотехнологичных, должна выполняться не по календарю и не по требованиям ремонтов ближайшего года. Все запчасти следует структурировать по стоимости складского хранения, по прогнозируемым графикам изменения закупочных цен, по параметрам дисконтирования, по приоритетам надежности основных средств, по бизнес-процессам, деловым рискам и логистическим требованиям. Эти данные позволяют определять оптимальный момент и оптимальную партию закупки каждой из запчастей. Нормативы их запасов на складе должны быть динамическими, то есть изменяемыми в зависимости от рыночной ситуации — для каждой запчасти отдельно.

Отделу управления ТОиР надо поддерживать постоянные контакты со всеми поставщиками, регулярно получая от них информацию для правильного прогнозирования рынка. Для повышения точности прогнозов надо учитывать информацию, собираемую из разных источников. Например, пресс-релиз о выпуске нового станка ведущим производителем обычно означает, что его конкуренты в ближайшие месяцы тоже обновят линии своей продукции. Если для предприятия критически важны основные средства, зависимые от поставок одного из этих производителей, информацию следует немедленно внести в систему управления ТОиР.

Главное назначение этой системы — обеспечение экспертного уровня информированности лиц, принимающих решения о закупках и планировании работ. Сложность анализа рынка и расчетов для оптимальных закупок тысяч наименований продукции настолько велика, что ключевые решения могут принимать только эксперты (главный механик, главный инженер, генеральный директор, коллегиальный орган). Компьютерная система должна предоставлять им в наглядном виде всю необходимую информацию, для чего соответствующие сотрудники должны заранее аккуратно вводить все базовые данные.

Рыночная ситуация меняется в реальном времени. Поэтому в реальном времени надо и принимать решения о закупках, в том числе об их финансировании. Если регламенты и служебные инструкции на конкретном предприятии этого не предусматривают, придется или изменить их, или смириться с возможным дефицитом запчастей и списанием соответствующих основных средств задолго до выработки ресурса.

Основные средства стремительно усложняются. Без фирменных запчастей все реже удается выполнять текущие ремонты (тем более капитальные) самостоятельно или силами подрядчиков, не авторизованных производителем. При отсутствии сервисного контракта поломка маленькой электронной платы в управляющем модуле дорогого агрегата (самолета, буровой установки, горнопроходческого комплекса и т.п.) может вызвать окончательное прекращение его эксплуатации. То же самое относится и к механически изнашивающимся деталям, защищенным патентами.

http://ibusiness.ru/dbase/view/102

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments