al_lobanov (al_lobanov) wrote,
al_lobanov
al_lobanov

Category:

Попса давно отвернулась от реальности

На этой неделе чарты продолжает возглавлять песня Полины Гагариной "Сирия под твоим крылом".
Mband с новым синглом "Девушка из Донецка" на втором месте, замыкают тройку лидеров "Быстрые нейроны" Натали и Рекорд-Оркестра.

Шучу, конечно.

Музыкальные души не волнует экспериментальный пуск реактора на Белоярской АЭС.
Никто не поёт про Сирию под крылом.
О девушках из Донецка и Луганска помнят единицы - Бахыт-Компот, Ва-банкъ там, Кобзон,
но их никто не крутит по радио. Как никто не крутил "Югославию", записанную участницей Т.А.Т.У.




90 лет назад Ильф и Петров издевались над т.н. маленьким миром, в котором события
мира большого отражались мелко, как солнце в лысине: первые пятилетки вызвали к
жизни галстук "мечта ударника", а полёт героического полярного лётчика - фокстрот
"мне тепло с моей крошкой на полюсе". О, эта пошлая погоня за актуальностью, брр.

Из нашего века эта "погоня поп-культуры за актуалкой" выглядит трогательно.
Ведь предлагалось отнюдь не только обжимать крошку на полюсе - таким же
"актуальным искусством" был написанный восхищённым австрийцем "Варяг".
И дышала восхищением песня начала 30-х, которую любил ещё спустя 50 лет мурлыкать
мой дедушка Альфред Францевич: "В синем океане летит в тумане "Граф Цеппелин".
Не пугаясь бури, летит в лазури он один. Летит вперёд быстрее птицы, перегоняя облака..."
Это был дирижабль, ув. друзья. Огромный красивый передовой дирижабль.
Дирижабль-звезда, дирижабль-элвис, известный всему миру, перевозивший товары
и пассажиров, шпионов и исследователей,
облетевший всю планету - и потому сопровождаемый песней.



Это живое восхищение актуальным уже к концу 1970-х превратилось
в полуиздевательский шансон вроде "Чего не может сделать атом".
К середине 1980-х общественности прямо пели об актуальном
уже только граждане типа Н. Джигурды ("Кубик-рубик", "СПИД", "Раптом биля рички ревонув реактор").



Последним случаем, когда знаменитость серьёзно пела об актуальном,
был И. Тальков - и трудно назвать этот случай удачным.



Сейчас общее мнение творческих личностей - Музам Не Место На Бойне.
То есть не дело творческого человека - петь про МКС, войны его страны
(максимум можно абстрактно сообщить, что на войнах гибнут, а это плохо),
атомный флот, героев Беслана или Горловскую Мадонну и вообще замечать
происходящее вокруг. Реальность - это так низко и пошло, что и петь о ней
можно только пошло (см. сортирные комические куплеты А. Макаревича про Крым).
А лучше вообще не петь.

Ведь в жизни происходит столько по-настоящему актуальных вещей: ты бросил меня,
свеча горит в тишине, ну почему твой номер молчит, а я прошу не уходи, наступила осень,
падают листы.

Есть мнение, что это выпадение поп-культуры из актуальности - часть процесса, о котором мы уже писали неоднократно: процесса маргинализации большинства вообще. Эта маргинализация происходит сейчас в большинстве стран мира и характеризуется тем, что подавляющее большинство граждан перестают вообще принимать сознательное участие в социальной жизни. Тают профсоюзы, политические партии становятся чистыми "инкубаторами юных чиновников" и сжимаются в численности, массы всеми силами изгоняются и самоизгоняются из управления своей жизнью.

А искусство - в том числе и т.н. адская попса - просто фиксирует это своими средствами.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments