al_lobanov (al_lobanov) wrote,
al_lobanov
al_lobanov

Глобализация невозможна на этом технологическом уровне?

commodity prices global trade
БРЮССЕЛЬ – Китай только что объявил, что в прошлом году, впервые с момента открытия экономики страны внешнему миру в конце 1970-х, объёмы китайского экспорта снизились в годовом исчислении. Но это ещё не всё: в 2015 году также снизились объёмы мировой торговли в стоимостном выражении. Возникает очевидный вопрос – почему?

В 2009 году объёмы мировой торговли также снизились, но объяснение тогда было очевидным. В мире наблюдалось резкое сокращение размеров ВВП. Однако в прошлом году мировая экономика выросла на приличные 3%. Более того, торговые барьеры существенно нигде не выросли, а транспортные затраты падают, благодаря резкому спаду цен на нефть.

О многом говорит падение так называемого индекса Baltic Dry, измеряющего стоимость фрахта крупных судов, которые обслуживают львиную долю дальних торговых перевозок, до рекордно низкого уровня за всю его историю. Это означает, что рынки не ожидают восстановления объёмов торговли. Тем самым, данные за 2015 год могут знаменовать собой начало новой эры замедления торговли. Из этого следует очевидный вывод: когда-то непреодолимые силы глобализации выдыхаются.

Яркое свидетельство – ситуация в Китае. За последние десятилетия Китай преобразил глобальную систему торговли, став лидером по объёмам торговли в мире. Но сейчас в стране упали и объёмы импорта в денежном выражении, и экспорта, хотя первые снизились больше, благодаря коллапсу мировых цен на сырьё.

Более того, цены на сырьё дают ключ к пониманию тенденций в торговле в течение последних нескольких десятилетий. Когда цены были высокими, это способствовало росту размеров торговли, в частности, росло соотношение торговли к ВВП. Благодаря этому, набирали популярность рассуждения о неизбежном прогрессе глобализации. Однако в 2012 году цены на сырьё стали падать, вскоре потащив за собой вниз и объёмы торговли.

Предположим, что одна тонна стали и десять баррелей нефти нужны для производства одного автомобиля. В 2002-2003 годах этот комплект сырья стоил около $800, то есть 5% стоимости машины за $16 000. Это означает, что в начале 2000-х промышленные страны должны были экспортировать пять машин, чтобы импортировать сто комплектов указанных сырьевых товаров.

К 2012-2013 годам стоимость сырья, необходимого для одной машины, выросла примерно до $2 000, т.е. примерно до 10% стоимости той же самой машины (цены на автомобили за это время почти не выросли). Тем самым, промышленные страны должны были удвоить свой экспорт, а именно, продавать десять машин за тот же самый объём сырья.

Очевидно, что имеется прямая связь между тенденциями в торговле и ценами на сырьё (см. график). Поскольку эта связь влияет на все промышленные товары, для производства которых требуется сырьё, не стоит удивляться тому, что снижение цен на сырьё сопровождается снижением объёмов мировой торговли.
от сюда

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments