al_lobanov (al_lobanov) wrote,
al_lobanov
al_lobanov

Поведения потребителей и прогнозы в отношении частного спроса.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство опубликовало исследование,

дополняющее картину поведения потребителей и прогнозы в отношении частного спроса.


Выбор домохозяйств в пользу дешевых и менее качественных товаров стал смещаться еще в 2011 году.

Теперь же он все чаще делается в ущерб качеству еды, безопасности дорожного движения и бытовому комфорту.

Если "значимых источников" экономического роста не обнаружится, ситуация не изменится, и в 2020 году оборот розницы

останется значительно ниже уровня 2014 года.


Серия макроэкономических исследований российского Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА)
обновилась оценкой текущего состояния потребления граждан и среднесрочным прогнозом частного спроса.

В 2015 году пузырь на рынке потребительского кредитования окончательно сдулся — доля привлеченных средств
и собственных сбережений населения в располагаемых доходах приблизилась к показателю 2009 года
(чуть больше 6% после пика в 12% в 2013 году).

Это значительно дополнило набор факторов, которые последние два года приводят к массовому изменению
потребительского мышления и поведения.

Более дешевые товары длительного пользования стали пользоваться спросом еще в 2011 году, констатируют
аналитики, а в 2013 году эта тенденция затронула и продовольственное потребление.

Рекордное снижение реальных зарплат и доходов в 2015 году обрушило физическое потребление
непродовольственных товаров на 20%,   а продовольственных — на 4,2%, считают в агентстве
(спрос на еду меньше зависит от доходов и цен).

Смягчило его падение изменение предпочтений граждан, оно же позволило им компенсировать четверть
продовольственной инфляции.
Однако происходит это за счет продолжающегося снижения "качества потребляемой пищи, безопасности
дорожного движения и бытового комфорта",  заключается в исследовании.

Физическое падение потребления еды было компенсировано переходом на дешевые товары и товары-заменители:
на потреблении калорий на душу населения и потраченный рубль это не сказалось.

На сегодняшний день овощи (кроме картофеля), фрукты, рыба, морепродукты и алкоголь заметно уступают место хлебу,
картофелю и молочной продукции.

"В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла,
сезонных овощей и сахара",— предполагают аналитики.

Падение спроса на непродовольственные товары имеет не менее значительные последствия.
Увеличивается срок эксплуатации товаров длительного пользования.

При этом главной причиной старения автопарка при растущей обеспеченности транспортом в АКРА называют отставание
темпов утилизации от скорости покупки новых автомобилей.

Еще одна, менее значимая причина — состояние доходов населения и консервативные потребительские ожидания.
Но тут Россия не одинока: стареющее население, которое не склонно покупать новые дорогостоящие товары,
и замедление экономического роста приводят к схожим тенденциям в ЕС, США, Японии и Китае.

Сокращается и средняя площадь новых квартир в России. С 2009 по 2015 год, по данным АКРА, она снизилась на 19%.
При этом показатели обеспеченности жильем на человека и удовлетворенность населения жилищными условиями пока
продолжают расти — средняя площадь старых квартир все еще на 25% меньше площади новых, а улучшение жилищного
фонда опережает прирост населения.

Это также характерно для больших экономик, но, в отличие от ситуации с машинами, объясняется увеличением плотности
городского населения и "расселением семей", которое приводит к уменьшению размера домохозяйств.

В ближайшем будущем население России будет больше экономить, а также интенсивнее и дольше использовать товары
инвестиционного и длительного потребления, считают аналитики.

Только к 2017 году при дальнейшем ожидаемом снижении процентных ставок домохозяйства достигнут уровня
закредитованности, который позволит частично смягчить "жесткий баланс расходов и доходов".
В этих условиях роста спроса на кредиты со стороны населения,
на который надеются банки, и отложенного спроса на непродовольственные товары, на который рассчитывают компании,
ждать не приходится.

Роста реальных доходов домохозяйств в РФ не наблюдается с 2007 года, а их падение, начавшееся во второй
половине 2008 года, не сменится ростом до 2019 года и по официальным прогнозам (см. график).



В АКРА прогнозируют, что реальные доходы будут сокращаться еще два с половиной года.

Если "значимые источники" роста не обнаружатся, их ожидает продолжительная стагнация, при которой даже в 2020 году
оборот розницы будет на 10% ниже  показателя 2014 года.
В выигрыше же от сложившейся ситуации окажется сектор услуг, ремонт, производство и продажа запчастей и
высококалорийных продуктов в низком ценовом сегменте.
у mos_jkh
http://www.kommersant.ru/doc/3006357
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments